"Я абсолютно холоден и ко всему равнодушен. Но в таком случае, спрашиваю я себя, откуда он — этот бурный источник творческой энергии? Не понимаю." (1976)
"Я абсолютно холоден и ко всему равнодушен. Но в таком случае, спрашиваю я себя, откуда он — этот бурный источник творческой энергии? Не понимаю." (1976)
Дэвид Боуи - из числа тех фигур мирового рока, чей масштаб с годами только увеличивается. О нем написаны тонны книг и статей, снято множество фильмов и телепередач. Ему признается в любви уже несколько поколений артистов. И его все еще подозревают в том, что он где-то прячет свой портрет. Тот самый, что стареет вместо него.
8 января 2007 года Боуи исполнилось 60 лет. И это далеко не единственный повод о нем говорить. Говорить на сей раз не о музыке, потому что одной этой областью его таланты не исчерпываются.
О Боуи уже давно невозможно писать, никак не затрагивая те образы, которые он когда-то создал. Зигги Звездная Пыль, Аладдин Разумный, Тощий Белый Герцог - маски, которые в какой-то момент казались реальнее человека, который их носил; имена, которые знал весь мир. Каждое могло прирасти навсегда, но каждое было безжалостно отброшено.
Это ведь так просто - перестать быть не только Дэвидом Джонсом, но и Дэвидом Боуи, и навсегда стать, скажем, Зигги Стардастом; не хоронить на сцене под рев толпы образ, в котором было так много от реального человека, снова и снова повторять один и те же заученные слова и жесты, и не искать ничего нового. И не слышать десятилетие за десятилетием от ностальгирующих фанатов: ну, эта пластиночка, конечно, вышла ничего себе, только вот Зигги ваш был куда лучше. Изменить себя один раз, но удачно - так, не задумываясь, поступают многие. Но только не Дэвид Боуи. Ему всегда было плевать, что говорят другие.
Его сила оказалась в том, что он один из немногих, кто всегда считал рок-н-ролл своеобразным театром. И даже то, что делает, скажем, Брюс Спрингстин, для Боуи никакое не исключение. Просто у всех разные роли. Кто-то их меняет, кто-то играет одну и ту же всю жизнь. У каждого свой творческий метод.
И у Боуи он тоже был - влюбляться во что-то, изучать это что-то до конца, делать частью себя и снова идти дальше, все время растворяясь в новом без остатка, проживая и откладывая пройденное в дальний угол памяти. Когда Боуи работал с Ленноном над песней "Fame", то узнал, что в этом не одинок. Когда Джон познакомился с Бобом Диланом, он хотел одеваться как Дилан, играть как Дилан, сочинять такие же песни - до тех пор, пока полностью не прочувствовал все это изнутри.
Две страсти - к изменению себя и к созданию образов, куда можно на время скинуть свои страхи или свою ненависть - были основой всего. Боуи признается, что создание масок было для него способом преодолеть природную застенчивость (а не страх перед семейным безумием, как искренне считают некоторые биографы), что ему проще было общаться с миром, говоря от имени Зигги Стардаста - так происходящее меньше задевало его самого. Ему нужна был дистанция между собой и залом. В итоге человек, который с самого начала неуютно чувствовал себя на сцене, стал одним из величайших шоуменов своего времени.
Перевоплощаться и уверенно держаться на публике его научил Линдсей Кемп. Все необходимые навыки Боуи получил за 2 года работы в его труппе мимов "Feathers". Кемп, собственно, и лепил юноше сценический образ - учил гримироваться, подбирать цвет волос, искать новые образы и дистанцироваться от них, меняя, словно костюмы. Все это Дэвид потом последовательно перенес на рок-сцену. Но он был слишком талантливым человеком и слишком большим трудоголиком, чтоб ограничиться только этим.
Так что игра в кино стала для него просто еще одним видом лицедейства. Почему нет?
Сначала, как это всегда бывает, его приглашали на эпизодические роли и в небольшие проекты. В 1967 году режиссер-авангардист Майкл Армстронг снял Боуи в черно-белой короткометражке "The Image". В 1968 году была пантомима в "The Looking Glass Murders - Pierrot In Turquoise" - постановке того же Линдсея Кемпа. Затем Дэвид появился на экране в драме "The Pistol Shot" (1968), в 1969-м - в "The Virgin Soldiers" по одноименному роману Лесли Томаса, где участие Боуи даже не отмечено в титрах. А одновременно с работой над альбомом Diamond Dogs Боуи продумывал сценарий для одноименного фильма, который собирался режиссировать сам, а на главную роль пригласить Игги Попа. Но этот проект так и остался неосуществленным [тогда он продумывал мно-о-го так и не осуществлённых сценариев - прим. night_spell]
Первой же крупной ролью Боуи в кино стал Томас Джером Ньютон в "The Man Who Fell To Earth" Николаса Роуга. К тому времени на счету последнего были операторские работы в нескольких десятках картин, в число которых затесались экранизация романа Рэя Брэдбери "Fahrenheit 451" (1966, режиссёр - Франсуа Трюффо), режиссерский дебют "Performance" с Миком Джеггером и Анитой Палленберг (1970), пролежавший на полке год, пока студийные боссы отходили после шока от увиденного (трейлер фильма "Performance"), и не менее сильное "Walkabout" (1971). Когда в январе 1975 года его угораздило посмотреть документальный фильм "Cracked Actor" о гастролях Боуи по Америке, Роуг как раз искал замену Майклу Криштону в своем новом проекте - фантастическом фильме об инопланетянине, прибывшем на Землю в поисках воды, что могла бы спасти его умирающий мир, да так и застрявшего безнадежно на нашей планете. Режиссер вполне отдавал себе отчет, что ему был нужен не столько профессиональный актер, сколько человек с очень специфическим типом харизмы, способный производить впечатление чужака, даже не говоря ни слова.
В Боуи, успешно примерявшего маски пришельцев еще со времен выхода первого сингла "Space Oddity", Роуг нашел все, что искал. Его поразила не только внешность певца, но и голос, который казался искусственным: Роуг слушал его и не мог определить, с каким именно акцентом этот человек говорит по-английски. Так появился инопланетянин, выдающий себя за англичанина. Когда от студии поступило опрометчивое предложение переозвучить Дэвида, Роуг уперся и не допустил.
Людмила Ребрина (feurio)
Источник: Журнал "Колодец" (FUZZ № 3 / 2007 )
Взято: night-spell.livejournal.com